Взыскание дебиторской задолженности

В той экономической ситуации, которая на данный момент сложилась во всем мире, взыскание дебиторской задолженности со своих партнеров по бизнесу для очень многих юридических лиц и частных предпринимателей стало, к сожалению, довольно обыденным явлением. Некоторые предприниматели воспринимают обращение в арбитраж такой же неотъемлемой частью своего бизнеса, как и совершение сделок. Несомненно, взыскание дебиторской задолженности требует очень больших усилий. Мало кто из руководителей юридических лиц или частных предпринимателей готов к обращению в арбитраж и всем дальнейшим необходимым действия самостоятельно.

Поэтому в большинстве случаев взысканием дебиторской задолженности занимаются опытные профессиональные юристы, которые представляют во всех необходимых инстанциях интересы кредитора. В самом начале юрист, обеспечивающий взыскание дебиторской задолженности, внимательным образом изучает все относящиеся к делу документы и выясняет такую важную вещь, как предусмотренные в двустороннем договоре штрафные санкции и другие меры воздействия на случай, если один из участников сделки откажется частично или полностью выполнять взятые на себя обязательства.

Конечно, если такие условия предусмотрены в данном договоре, то процесс взыскания дебиторской задолженности будет весьма упрощен. Иногда бывает достаточно просто послать должнику грамотно составленную претензию, в которой приведен подробный расчет тех сумм пени или штрафов, которые ему придется выплатить кроме основной суммы задолженности. Если еще при этом проценты пени растут в зависимости от количества дней просрочки, то приведенные суммы могут быть весьма значительными.

Гораздо сложнее будет проходить взыскание дебиторской задолженности, если в двустороннем договоре не предусмотрены подобные меры обеспечения ответственности участников сделки. А ведь среди наших предпринимателей не являются такой уж редкостью, казалось бы, невозможные случаи, когда договора о сделке совсем нет. В таких ситуациях организовать взыскание дебиторской задолженности представляется весьма проблематичным делом. И все-таки грамотный юрист может заставить должника погасить задолженность.

Для этого в его распоряжении имеется целый ряд вполне законных мер воздействия. Первой среди этих мер, конечно, является написание должнику предарбитражного напоминания — Претензии. Здесь очень важно правильное и наиболее полное составление этого напоминания, при прочтении которого у должника уже не может остаться сомнений, что доводить дело до арбитража для него очень невыгодно. В этом очень поможет простое перечисление всех негативных последствий для должника его дальнейшего бездействия в отношении погашения задолженности, а также суммы обязательных штрафов, которые ему придется заплатить, расходы на оплату услуг юристов. На некоторых должников очень большое воздействие может оказать не Претензия, а личная встреча с ними представителя кредитора. Ведь есть такие люди, которые воспринимают всю серьезность информации только при личном контакте.

Во время этой встречи можно выяснить, какие причины есть у должника для просрочки оплаты. Если даже личный контакт не привел в погашению задолженности, то юристу предстоит выяснение следующего вопроса: насколько большое значение среди контрагентов кредитора занимает этот должник и случались ли с ним прежде подобные конфликты. То есть на протяжении всего процесса взыскания задолженности необходим строго взвешенный индивидуальный подход.

Конечно, с одной стороны, буквально каждому кредитору очень хотелось бы решить возникший конфликт мирным путем, не прибегая к подаче исковых заявлений в арбитражный суд. Однако, с другой стороны, затягивать длительное время с взысканием дебиторской задолженности через арбитражный суд тоже нецелесообразно. Кроме личного отношения к рассматриваемому экономическому конфликту со стороны кредитора, бывают установленные законодательством случаи, когда предусмотрено обязательное обращение в арбитражный суд для взыскания просроченной задолженности.

В таких случаях избежать подачи искового заявления в суд невозможно. Поэтому, если прошли установленные законодательством тридцать дней для исполнения требований кредитора, которые были предъявлены должнику в Претензии, то нужно начинать процесс взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке, то есть через арбитражный суд. Здесь, как и на первоначальных стадиях, решающую роль играет квалификационная подготовка и опыт юриста, который ведет дело о взыскании дебиторской задолженности.

Исход арбитражного дела очень зависит от того, насколько умело защищал свои права кредитор во время оформления сделки с должником, есть ли в наличии документы, которые могут доказать сам факт наличия и величину дебиторской задолженности, а также, насколько правильно они были оформлены. Однако, грамотный юрист даже при отсутствии таких документов может изыскать другие доказательства существования дебиторской задолженности и добиться положительного решения для кредитора по делу о взыскании дебиторской задолженности. Но конечной целью юриста, который осуществляет для кредитора взыскание дебиторской задолженности, является фактическое получение кредитором суммы долга. Это является очень важным моментом, потому что фактическое получение суммы долга даже при положительном решении арбитражного суда может затянуться на неопределенное время.

В настоящее время не являются большой редкостью случаи, когда должник скрывает от органов правопорядка свое имущество и принадлежащие ему денежные средства. Грамотный юрист в таком случае придет на помощь судебным приставам и очень быстро разыщет все принадлежащее должнику имущество. Для того чтобы не превращать взыскание дебиторской задолженности в длительную и сложную процедуру, оптимально еще при оформлении сделки прибегнуть к услугам опытного юриста.

Контактный телефон: +7 (495) 115 — 45 — 10 (без выходных)

e-mail: info@forum-law.ru

Мы предлагаем срочную юридическую помощь

Свяжитесь с нами и получите подробную консультацию о перспективах Вашего дела.


    Напишите нам

      Связаться со специалистом



        Он будет закрыт в 0 секунд

        Заказать обратный звонок